Йога куража
(Интервью Александра Куликова)
"Пока Кундалини спит, мы бодрствуем только в одной из возможных реальностей, в которой мы воспринимаем только внешние объекты".
Александр Куликов преподает Кундалини йогу более 20 лет. Он относится к тому типу людей, который сосредоточен не на абстрактных теориях, а непосредственно на практическом аспекте учения. Такие люди являются идеально чистыми проводниками для того, чтобы практика в исходном виде была передана дальше. И именно это уникальное свойство Александр несет в себе. В своем интервью на ежегодном Российском Фестивале Кундалини йоги, который проходил в августе, Александр рассказал про подъем Кундалини, сикхскую традицию, дресс-код йогинов и про то, как можно прийти в духовную традицию не из желания внутреннего роста.
-Что такое Кундалини йога и чем она отличается от других направлений йоги?
-Кундалини йога называется йогой осознания или Раджа йогой, потому что она сочетает в себе все инструменты, описанные еще основателем йоги Патанджали. «Раджа» означает «правитель», человек, управляющий своей жизнью. Поэтому основная цель Кундалини йоги – управление своим телом и умом, развитие силы своей Души в ее связи с Богом. Одновременно в ней используются и телесные методы – асаны, движения в асанах, дыхательные практики – пранаямы, и техники для работы со своим сознанием – медитации. Эти инструменты соединены очень гармонично, поэтому даже не обладая совершенством в каком-то одном методе, человек получает существенный и быстрый результат.
Мастер, давший Кундалини йогу западу, – Йоги Бхаджан. Из всех своих знаний он взял то, что могло быть понято и использовано людьми западного мира. Как-то Йоги Бхаджан сказал, что если бы мы практиковали так, как практиковал он, мы бы быстро сломались. Он имел ввиду техники, связанные с высочайшей преданностью мастеру, высочайшим уровнем дисциплины. Есть история о том, как Йоги Бхаджан просидел 3 дня на дереве. Учитель сказал ему: «Залезай на дерево и слезешь, когда я приду». Йоги Бхаджан думал, что учитель придет через 10 минут, но тот пришел только через 3 дня. Таких примеров очень много. И, конечно, западный человек, с таким низким уровнем дисциплины, с такой высокой занятостью, не смог бы использовать эти практики. Поэтому Йоги Бхаджан и давал то, что может быть применено непосредственно в жизни.
-Что такое Кундалини и чем важен подъем Кундалини?
-Кундалини – это аналог процесса пробуждения и достижения божественного сознания. Это вся совокупность энергии Бога, которой он творит, поддерживает и изменяет мироздание. Поэтому пробуждение Кундалини является целью практики.
Пока Кундалини спит, мы бодрствуем только в одной из возможных реальностей, в которой мы воспринимаем только внешние объекты. Когда Кундалини пробуждается, пробуждаются все формы сознания: осознание ума, осознание процесса его работы и субъективное осознание – осознание самого наблюдателя, души и ее связи с Богом. Таким образом, пробуждаются все три формы сознания – объективнее, познавательное и субъективное. Посредством пробуждения Кундалини мы включаем доступ к Вселенскому сознанию, наше сознание становится сознанием Бога. Пробуждая Кундалини, мы возвращаем энергию к своему творцу.
Тело человека в тантрических традициях представляет собой микрокосмос, и место, где обитает хозяин Шива, – это Аджна чакра. Область, где у человека находится его спящая энергия – корневая чакра, Муладхара. Задача заключается в том, чтобы эту энергию доставить до своего хозяина. Именно тогда открывается доступ к чистому состоянию сознания. Этот процесс и реализуется в теле человека с помощью специальных практик, поднимающих энергию. В Кундалини выделяют два элемента: 1) пробуждение Кундалини 2) реализация Кундалини, когда она доставляется до места назначения.
В разных направлениях Кундалини йоги используются разные стратегии этого процесса. Где-то используют силовое давление, больше выдавливания ее вверх. Такой подход называется Шакти. В нем происходит работа с энергией, телом, вниманием. В других традициях используют больше аспект Бхакти. В таком процессе больше времени уделяется почитанию самого хозяина энергии, Бога. Хозяину поклоняются и просят его призвать свою энергию, и тогда Кундалини сама поднимается.
Мы же решаем этот вопрос следующим образом: мы используем методы работы с телом для того, чтобы пробудить Кундалини и подготовить все к тому, чтобы она могла легко дойти до хозяина. И мы молимся обладателю энергии с помощью практики Шабд Гуру, поклонения Гуру. Шабд Гуру – это повторение священных текстов или их частей. В учении Йоги Бхаджана религиозной опорой является сикхская религиозная традиция. И мы исполняем ее тексты или просто мантры, которые направляют ум и энергию на наше высшее начало, чтобы призвать эту энергию. Практики облегчают высвобождение энергии и ее прохождение, а Шабд Гуру призывает ее.
Если тело заблокировано, подсознательный ум загрязнен, то энергия никогда не выйдет, сколько ни петь шабдов. Тогда нужна будет огромная вера и полное смирение. Человек может пережить много боли в своей жизни при таком подъеме энергии. Когда же мы делаем определенные упражнения и медитации, мы готовим тело к этому. Тогда энергия не ломает, а интегрирует то, в чем человек находится.
-То есть в сикхской традиции пение мантр или чтение текстов является обращением к нашему высшему сознанию?
-Да, но не только это. Мы обращается к Гуру, а Гуру вас приводит к Богу.
Сикхская терминология отлична от ведической. Если в ведической терминологии Гуру может быть даже тот, кто дал вам рекламный буклет, то у нас Гуру имеет статус практически Богочеловека. Гуру – это тот, кто без искажения транслирует слово Бога. В сикхской традиции всего 11 Гуру. 10 из них жили в средние века. 11й Гуру – Сири Гуру Грантх – это священная книга, писание, к которому сикхи относятся как к живому Гуру. В ней содержится запись слов, произнесенных десятью основателями сикхской и святыми других традиций.
Бог слишком всеобъемлющий, он как Брахман, вне всяких форм. И именно поэтому нужен Гуру, чтобы с помощью него человек знал, куда идти, и стал достаточно восприимчивым для использования этих тонких вибраций. Это мост, который соединяет Бога и человека.
-На фестивале Кундалини йоги утро у всех начиналось в 4 30 - происходила практика Садханы. Расскажите про нее подробнее. И почему ее нужно делать так рано?
-Во всех традициях самая интенсивная практика, дающая возможность оптимального контакта с духовной реальностью, делается только утром. Это ранние молитвы и в исламе, и в христианстве. Это определенное время называется амрит вела («Время Нектара»), предрассветные часы, когда очень активна Саттва-гуна , гуна благости, ясности. Это два часа до рассвета и два часа после рассвета. Только в Саттва-гуне мы можем иметь чистый контакт с божественным. И практика для такого контакта – Садхана. Садхана состоит из чтения священного текста Джап Джи, крий (упражнений) и коллективного пения мантр, киртанов. Это пение делает ум одновременно чувствительным к тонким вибрациям и очень разумным, практичным, связанным с этим миром.
Таким образом, посредством Садханы мы настраиваем себя на источник, на высшую природу, а потом действуем в этом мире. Практика Садханы дает возможность воли Бога реализовываться на земле.
- Практикующие Кундалини йогу часто носят белые одежды и особые головные уборы. Что они означают?
-Символически белый цвет означает максимальное отсутствие субъективности, чистый свет Брахмана, являющийся изначальной природой ума. И посредством этого света мы транслируем в мир наиболее чистое состояние реальности. Кроме того, белый цвет увеличивает нашу ауру.
Головные уборы практикующих Кундалини йогу – это, с одной стороны, связано с сикхской традицией. У сикхов принято в присутствии Бога покрывать голову. С другой стороны, это связано с тем, что волосы являются аккумуляторами жизненной энергии. И когда вы приходите к Богу с растрепанными волосами, это означает, что ваша жизненная энергия рассеивает ваше внимание, и вы не можете концентрироваться на Боге. Бог присутствует везде, но только в настоящем. Если ваш ум хотя бы на секунду отвлечется на прошлое или будущее, вы теряете Бога. Поэтому нужен полный контроль над своей энергией. Волосы собираются в пучок и наматываются в тюрбан, концентрируя энергию на макушке, в области коронной чакры.
- Как вы пришли к Кундалини йоге?
-С детства меня тянуло к фантастике. Моей настольной книгой была «В мире занимательных фактов», советский аналог Книги рекордов Гиннеса. Меня всегда интересовали возможности человека: в своей жизни, в своем теле. И я постепенно пришел к йоге, потому что это та практика, которая может давать сиддхи, паранормальные способности. А Кундалини йога, как я тогда узнал, является наиболее быстрой и мистической технологией. По мере занятий практикой я начал трезветь относительно понимания духовного процесса, своей самореализации. Я становился более реалистичным и более спокойным. Я начал понимать, что этот процесс очень объемный, и его итог не зависит от самого человека. Мистических способностей я не приобрел, но остался доволен тем, что получилось в итоге, и чем я занимаюсь сейчас.
- Йога не дала вам мистических способностей, но что она дала?
-Самое большое достижение для меня – возможность передавать учение, связанное с высшими знаниями и высшим опытом. Для меня это самый большой подарок от практики. Я учу их бесконечной природе, даю им возможность с помощью практики прикоснуться к тому, что является ими настоящими, а не фальшивками. И очень ценно, что мне не надо эти знания придумывать, я их только передаю и не переживаю из-за груза огромной ответственности. И я сам совершенствуюсь в этом процессе.
Кроме того, я всегда не хотел на работе сидеть на одном месте. И теперь мне не надо слушать начальников, отдавать распоряжение подчиненным, я сам определяю стратегию своей деятельности.
- А если говорить о каких-то именно личностных изменениях?
-В Бхагават Гите Кришна говорил Арджуне, что к нему приходят 4 категории людей: те, кто в беде, те, кто в нужде, те, кто ищет духовных знаний и из любопытства. Я пришел, снедаемый исключительно любопытством. У меня не были беды, и я ни в чем не нуждался.
Кундалини йога дала мне возможность лучше себя осознавать и контролировать. Мне легче настраиваться на задачи и решать их. Это качество в йоге называется вайрагья, или отрешенность. Так, если раньше, не занимаясь йогой, ведешь себя импульсивно, то есть вовлекаешься, рефлексируешь, то теперь степень вовлеченности значительно меньше.
- Получается, для вас в йоге наиболее ценна возможность делиться?
-Это одна из ценностей. Передача духовных знания всегда была прерогативой брахманов, потому что они знают причины, знают, к чему вы придете, если будете делать что-то, знают, как от этого освободиться. В духовных знаниях открывается вся подноготная жизни. И возможность открывать эти знания и давать ключи к их использованию – первая ценность.
Вторая ценность заключается в том, что я сам принимаю участие в процессе, который имеет статус вечного, в деле, которое имеет вселенский масштаб. Здесь бесконечный горизонт развития, и ваша реализация в этом процессе зависит не от вас, а от создателя, Творца. Конец не определен, и это делает процесс еще более интересным.
- Что вы можете пожелать нашим читателям?
-Кундалини йога – духовный процесс, проверенный временем, и очень мощная линия передачи. Вы можете даже просто быть на классе и половину не сделать, но все равно вы получите эффект на уровне души. Кундалини йога – это такая йога, которая не только полезна для тела и сознания, но и поднимает настроение, способствует развитию куража. Удовольствие от Кундалини йоги более активное, более деятельностное, нежели в хатха-йоге. Это больше ощущение не релаксации, неги и отстраненности, а кайфа от активности и широты. И это очень помогает в жизни, если это правильно использовать.
Поэтому как преподаватель йоги могу пожелать вам ввиду хорошей кармы попасть на занятие Кундалини йоги и дать шанс душе пробудиться.
- Спасибо большое за интервью!
Ежегодный фестиваль Кундилини Йоги в России: vk.com/yogafestival
Федерация учителей Кундалини Йоги: www.yogateachers.ru
30 Сен 2014 Автор: Ксения Молоканова
http://www.infopotok.ru/articles-in-journal/670-joga-kurazha.html